Вибрвция на судне

Защита от шума на судах речного флота Текст научной статьи по специальности «Транспорт»


The most effective ways of decrease in structural noise in premises come to light. Ключевые слова: звуковая вибрация, средства виброизоляции, уменьшение структурного шума, упругий элемент. Key words: sound vibration, means of vibrating insulation, reduction of structural noise, elastic element.

<> * Н Ш АИБОЛЬШЕЕ значение среди вредных факторов на речном флоте имеет вибрация и сопутствующие ей явления инфразвука и структурного шума. К основным источникам шума на судне можно отнести главные двигатели и винторулевой комплекс. Действие вибрации негативно сказывается на надежности работы и самочувствии членов экипажа.

Под постоянным воздействием вибрации, а именно в таких условиях находится экипаж, развиваются нервно-соматические заболевания, нарушаются функции сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. На речных судах в связи с небольшим водоизмещением судна повышается собственная частота с 10.22 Гц до 18.45 Гц, которая наиболее тяжело переносится экипажем судна.

Вибрация корпуса судна

Изучать поведение конструкции в этот промежуток времени очень трудно из-за возникновения различных волновых деформаций, распространяющихся от места внешнего воздействия подобно волнам на поверхности воды.

В практических расчетах, за исключением расчетов прочности при взрывах, рассеянием энергии и волновыми деформациями пренебрегают, считая, что они распространяются мгновенно, вследствие чего все частицы конструкции, как испытавшие, так и не испытавшие непосредственно внешнее возмущение, начинают двигаться одновременно.
При этих предположениях любые свободные колебания корпусных конструкций, как и всякого упругого тела, будут состоять из бесконечного множества независимых отдельных колебательных движений, каждому из которых соответствуют своя частота и определенная пространственная форма деформации, постоянная во времени.

Эти элементарные движения, их формы и частоты называют главными, реже — нормальными, собственными.

Исследование источников вибрации на судне

пропорциональны логарифму её интенсивности.

В этом выражается психофизический закон Вебера — Фехнера: ощущения от вибрации пропорциональны логарифму её интенсивности[1]. Чтобы приблизить единицы вибрации к субъективным ощущениям используется логарифмическая шкала, в которой изменения не так велики.

Единица вибрации называется «бел» в честь американского изобретателя телефона Белла. Бел равен десятичному логарифму квадрата отношения измеренной величины к базовой величине.

(2) Базовую величину выбирают маленькой, на пороге чувствительности приборов или человека.

Рекомендуем прочесть:  Приказ 24 н минтруда россии от 20 01 2015

Чаще используют децибел, чтобы избежать дробных значений уровня.

Уровень

виброперемещения

определяют по формуле

, дБ

СН 2.5.2.048-96 Уровни вибрации на морских судах. Санитарные нормы

ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН — .1.1. Настоящие нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в местах пребывания экипажа и пассажиров на морских судах, а также условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре.1.2.

Действие норм распространяется на все самоходные морские суда, в т.ч.

и суда река-море, за исключением военных кораблей, войсковых транспортов, спортивных и прогулочных судов, не занятых в коммерческих операциях.1.3. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые и переоборудуемые суда.1.4. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.1.5.

Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах — ГОСТах, ТУ и др., регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.1.6.

Вибрация на судах морского и речного флота

Это приводит к вибрации валопровода, а значит, всего корпуса судна с частотой, равной или кратной частоте вращения гребного винта.

Частота вращения гребных винтов зависит от технических характеристик судна и винта, а также от скорости движения судна и составляет от 60 до 140 об/мин и более.

Нижняя частотная граница общей вибрации находится в диапазоне 1-2 Гц, а верхняя не превышает 80 Гц, что связано с физическими особенностями распространения и затухания механических колебаний в конструкциях судна. Такую вибрацию называют лопастной (высокочастотной), а ее интенсивность зависит от режима работы гребных винтов.

Обычно она невысока, а максимальные уровни вибрации отмечены при работе винтов «в раздрай» (один винт работает передним ходом, а другой – задним.) Влияние судовой вибрации на организм человека Параметры вибрации на палубах и в жилых помещениях на большинстве судов могут достигать

ГОСТ Р ИСО 20283-2-2020 Вибрация.

Измерения вибрации на судах. Часть 2. Измерения вибрации корпуса

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) Вибрацию на судне создают установленные на судне механизмы и оборудование, гребной винт (или движитель другого типа) и внешние факторы (волны, ветер, сталкивающийся лед). Отклик в различных точках конструкции судна зависит от приложенных динамических сил и собственных частот конструкции.

СН 2.5.2.048-96 Уровни вибрации на морских судах

1.5. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах — ГОСТах, ТУ и др., регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.

1.6. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни вибрации должны быть ниже указанных допустимых значений. 2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 2.2. «Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах» СН 1103-73.

2.3. Стандарт ИСО 2631/1-1985

«Оценка воздействия общей вибрации на тело человека — часть 1: Общие требования»

. 2.4. Стандарт ИСО 6954-1993.

«Правила для общей оценки вибрации на морских судах»

. 2.5. ГОСТ 12.1.012-90. «Вибрационная безопасность.

Общие требования». 2.6. ГОСТ 12.1.047-85.

«Вибрация. Метод контроля на рабочих постах и в жилых помещениях морских и речных судов»

.

РАЗДЕЛ 1. Силы, вызывающие вибрацию корпуса судна

Эти пары сил могут давать отличный от нуля результирующий момент, определяющий динамическую неуравновешенность ротора и создающий периодически меняющуюся нагрузку на подшипники.

На рис. 6.1 показан вал с двумя дисками, центры тяжести которых сдвинуты в противоположные стороны от оси вращения на одинаковые расстояния а. Такой ротор статически уравновешен, поскольку общий центр тяжести дисков лежит на оси вращения, однако, имеется динамическая неуравновешенность, обнаружить которую можно лишь при вращении ротора.

Рис. 6.2. Стыкуемые на фланцах участки гребного вала, изготовленные с дефектами Частота изменения нагрузки, появляющейся вследствие статической и динамической неуравновешенности вращающихся частей механизмов, совпадает с частотой вращения ротора. К вибрационной нагрузке той же частоты приводят неточности, допускаемые при изготовлении стыкуемых на фланцах участков гребного вала.

Советник

Указанные амплитуды изменяются в несколько тысяч раз, но ощущения от вибрации различаются значительно меньше т.к. пропорциональны логарифму её интенсивности. В этом выражается психофизический закон Вебера — Фехнера: ощущения от вибрации пропорциональны логарифму её интенсивности[1].

Чтобы приблизить единицы вибрации к субъективным ощущениям используется логарифмическая шкала, в которой изменения не так велики.

Единица вибрации называется «бел» в честь американского изобретателя телефона Белла.

(2) Базовую величину выбирают маленькой, на пороге чувствительности приборов или человека.

Бел равен десятичному логарифму квадрата отношения измеренной величины к базовой величине.