Международно-правовой статус военнопленных


Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания. Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус: во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям:

Военнопленные

Статус военнопленных не распространяется на наёмников.

Исторически положение военнопленных определялось главным образом международными обычаями и двусторонними договорами воюющих сторон. Впервые международно-правовые нормы, регулирующие обращение с военнопленными, закреплены по инициативе России в Брюссельской декларации 1874 года и кодифицированы в Гаагских конвенциях.

Положения о военнопленных конкретизированы и развиты в Женевских конвенциях 1929 года (СССР не присоединился) и 1949 года (СССР ратифицировал в 1954), а также в Дополнительных протоколах I и II 1977 года к Женевским конвенциям 1949 (СССР ратифицировал в 1989). Международные правовые акты о военнопленных часто нарушались воюющими сторонами в 1-ю мировую войну и совершенно игнорировались Германией и Японией во 2-ю мировую войну, особенно по отношению к советским военнопленным. Так, свыше 3 миллионов советских военнопленных, оказавшихся в плену, было уничтожено в лагерях смерти или погибло от бесчеловечного обращения.

Международно-правовая защита жертв войны

В это понятие, кроме того, включаются лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, а также роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи (беременные женщины или немощные). Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополченцев, добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы и нормы международного гуманитарного права.

Правовой статус военнопленных

К ним нельзя применять никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения в целях получения каких-либо сведений.

Все раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.
Тем из них, кто отказывается отвечать на вопросы, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям. В отношении военнопленных запрещаются: дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, насилие, запугивание, какие-либо оскорбления.
Применение к ним репрессалий воспрещается.

Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. К женщинам должны относиться со всем полагающимся их полу Уважением и обращаться с ними следует во всех случаях не хуже, чем с мужчинами.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Режим содержания военнопленных устанавливается с учетом состояния их здоровья, возраста или квалификации.

Международное право о защите жертв войны

В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие корабле­крушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а так­же другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи.

Режим ране­ных и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооружен­ными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспонден­тов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также на­селение неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Обращение с военнопленными


Причем, согласно Конвенции, военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять ин­тересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в крат­чайшие сроки медицинскую помощь и уход.
Поэтому независимо от ответственности конкретных должностных лиц, государство несет полную ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленный на допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Принуждать его давать какие-то иные сведения запрещается.
Пытки, репрессалии или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военные преступления.

В возможно более короткий срок военнопленных следует перевезти в безопасное место, условия размещения в котором должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену Державы, расположенные в той же местности. Если же люди попадают в плен при необычных условиях военных действий, при которых невозможна их нормальная

Защита раненных, больных и военнопленных.

Статус военнопленных имеют следующие категории лиц: 1. Личный состав вооруженных сил.

2. Партизаны. 3. Личный состав ополчения и добровольческих отрядов.

4. Личный состав организованных движений сопротивления. 5. Стихийно восставшее население, если оно открыто берется за оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

6. Лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосред­ственного участия в боевых операциях (врачи, юристы, корреспон­денты, обслуживающий персонал, т.е. некомбатанты). 7. Члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации (некомбатанты).

Военнопленные сохраняют свою правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен. Ограничения правоспособности воз­можны только в той степени, в какой это требуют условия плена. Абсолютно запрещены убийства, пытки, научные и медицинские опыты принуждение давать какие-либо сведения (военнопленный обязан на-звать свои фамилию и имя, звание, дату рождения, личный номер) коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), от 8 июня 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

  1. а) военнопленные;
  2. б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;
  3. в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.) военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

  1. 1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
  2. 2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

Некоторые аспекты правового статуса военнопленных в международных конфликтах (2005)

В средневековой Европе существовали детально расписанные правила ведения боев между рыцарями и обращения с пленными.

Впервые попытка сформулировать принципы международного права в отношении военнопленных и порядка ведения военных действий была предпринята голландским философом Хуго Гроциусом (1583-1645) в 1625 году.

Он написал трактат «Закон войны и мира», в котором доказывал первичность принципов гуманности по отношению к национальным законам. За заключение двусторонних соглашений между странами, где бы оговаривались правила обращения с захваченными в плен солдатами, выступали в конце XVIII века французские философы-энциклопедисты, такие как Монтескье и Руссо.